Размер шрифта
-
+
Цветовая схема
A
A
A
 
ГАПОУ "Тетюшский государственный колледж гражданской защиты"
Версия для
слабовидящих
Республика Татарстан,
г. Тетюши, ул. Фрунзе, 23
+7 (843) 732-56-26
tetushi-tpu@mail.ru
Тетюшское педагогическое училище - старейшее учебное заведение Татарстана.

 

Как все начиналось...

1917 год. Решением Казанской губернской управы за №366 и распоряжением попечителя Казанского учебного округа в Тетюшах организуется Учительская семинария с трехгодичным сроком обучения.

1919 год. Тетюшская учительская семинария по решению Наркомпроса преобразуется в Педагогические курсы.

1921 год. Распоряжением Татглавпрофобразования Педагогические курсы переименованы в Педагогический техникум.

1937 год. Нарком просвещения РСФСР издал приказ о переименовании педагогических техникумов в педагогические училища, сначала с трехгодичным, а с 1948 года – с четырехгодичным сроком обучения.

1966 год. В ходе реализации Постановления Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» в Тетюшском педагогическом училище было открыто физкультурное отделение.

1993 год. Открылось музыкальное отделение.

В 2007 году ТПУ исполнилось 90 лет. История училища - история страны. Первые ячейки РКСМ, существующих партий большевиков создавались в семинарии, из стен которой вышло немало общественных деятелей. В 20е -30е годы страна боролась за грамотность, учащиеся выезжали в села для организации культурно - массовой работы, ликвидации неграмотности, создание колхозов.

В годы Великой Отечественной войны преподаватели и выпускники участвовали на полях сражений, многие из них погибли.

Школа славится не числом, а славой своих учеников. Эти слова относятся и к ТПУ, где многие получили путевку в жизнь. Можно гордиться, что за 70 лет учебное заведение вырастило дипломатов, ученных и писателей, директоров и тренеров, чемпионов и мастеров спорта и, конечно, учителей... Особенностью нашего учебного заведения является, то, что преподаватели работают здесь десятилетиями. Многие выпускники, закончив вузы, возвращаются в родное училище.

На базе училища проводятся курсы учителей, республиканские конференции, семинары. Функционирует музей "История училища", организованный в 1989 году.

Этапы становления и развития Тетюшского педагогического училища
Учительская
семинария
1917-1919
Педагогические
курсы
1919-1921
Педагогический
техникум
1921-1930
Татарский педагогический
техникум
1930-1937
Педагогическое
училище
1930 - по настоящее время

В июне 1917 года решением Казанской губернской управы за №366 и распоряжением попечителя Казанского учебного округа в Тетюшах организуется Учительская семинария с трехгодичным сроком обучения. Она должна готовить учителей начальных классов для чувашских школ. Управление семинарии было коллективным. Все вопросы решал Педагогический совет в составе: заведующего семинарией, преподавателей, представителей от всех групп учащихся, представителя от отдела просвещения уезда.

Учительская семинария вела работу по классно – урочной системе: уроки-беседы, лекции, письменные работы, практические занятия, внеклассная кружковая работа; эстетическое воспитание – хор, оркестр народных инструментов, спектакли, концерты для курсантов и населения.

События, в стране в связи с победой Октябрьской революции живо интересовали преподавателей и семинаристов. Они посещали митинги, собрания, часто проходившие в то время, обсуждали «текущий момент». В октябре 1919 года по указанию УКОМа партии в семинарии создана из старшеклассников первая в Тетюшском уезде ячейка РКСМ, куда записали 25 человек. Комсомольцы положили начало культурному обслуживанию широких масс населения. Ставили спектакли, концерты, выступали с лекциями и беседами в селах.

По-разному сложилась и жизнь первых выпускников.

Михаил Кузьмин, взявший себе псевдоним Сеспель, стал известным поэтом Чувашии.

Михаил Кафтанов стал профессором, жил в Ленинграде, погиб в годы репрессий.

В.Д.Дмитриев работал секретарем Чувашского обкома РКСМ.

Павел Бекшанский, организатор молодежи в Тетюшах и уезде – профессиональный журналист. Вот что он писал к 45-летию юбилея училища. «У каждого человека есть своя отправная станция, свой трамплин, с которого он жить пошел. Для меня и моих друзей таковой отправной станцией, давшей путевку в жизнь, была Тетюшская Учительская семинария – предшественница педагогического училища»

Выпускники этих лет

Михаил Кузьмин (Сеспель) – основоположник советской чувашской поэзии.

Павел Иосифович Бекшанский – профессиональный журналист, организатор комсомола в г. Тетюши.

Петр Сергеевич Слесарев - Начальник отдела кадров Главного управления рыбной промышленности (1934г) Участник ВОВ – орден ОВ, два ордена Красной Звезды, медали.

Каштанов Михаил – профессор, работал в Ленинграде, погиб как жертва клеветы в 1937 году.

Сергеев Андрей – ученый, кандидат химических наук, работал в Госплане СССР.

В августе 1919 года Наркомпрос вынес решение о преобразовании ранее существовавших Учительских семинарий в Педагогические курсы.

21 октября 1919 года из Казани приехал организатор Педагогических курсов А.М.Неунылов, который сообщил о преобразовании Тетюшской Учительской семинарии.

В июне 1920 года решением Тетюшского уездного исполкома Педкурсам передано здание и имущество бывшей мужской гимназии. Выпускник педкурсов А.М.Волгин пишет: «Хорошо помню, как мы, учащиеся, осенью на руках перетаскивали имущество: наглядные пособия, коллекции минералов, книги...»

Учащихся принимали на основе коллоквиума (собеседования) на первое и второе основное отделение и в подготовительную группу. Разработан Устав Педкурсов. Малоимущим учащимся давали стипендию. 50 человек могли поселиться в общежитии. Управление осуществлял Совет курсов, в помощь ему были организованы 3 комиссии:

  • учебная;
  • ревизионная;
  • стипендиальная.

Как орган ученического самоуправления, действовал «Совет курсантов». Он занимался установлением дисциплины среди учащихся, оказанием помощи в учебе, заботился о материальном положении, организовывал культурно – массовую работу среди курсантов. На общем собрании выбирали «Товарищеский суд чести», постановления которого не подлежали обжалованию.

Не было определенных учебных планов и программ. Их разрабатывали преподаватели в кабинетах родственных дисциплин, они обсуждались на заседаниях Совета.

Занятия проводились с учетом времени на экскурсии в природу, на практику в опытно – показательной школе, практических занятий в мастерских и по сельскому хозяйству.

Учебный год делился на 3 части (триместры), осенний – с 1 сентября по 1 января; зимний – с 10 января по 21 марта; весенний – с 1 апреля по 1 июля. В конце каждого триместра проводились зачеты.

Знания оценивались: «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Учебная нагрузка у курсантов определена в 48 часов. 30 часов – теоретические занятия по 5 уроков в день и 18 часов отводилось на практические работы.

Выпускники этих лет

Дмитриев Василий Дмитриевич – 1920г. – первый секретарь Чувашского обкома РКСМ.

Андреев Семен Иванович – профессор Чувашского сельскохозяйственного института.

с 26 декабря 1921г – с 4-годичным сроком обучения, с 26августа 1926г – с5-гдичным сроком обучения, с30 мая 1930г – с 3-годичным сроком обучения.

В декабре 1921 года распоряжением Татглавпрофобразования Педагогические курсы переименованы в педагогический техникум. Срок обучения до 4-х лет.

Нелегкими были первые годы существования нашего учебного заведения. Хозяйственная разруха в стране в период интервенции и гражданской войны, ужасный голод, охвативший Поволжье в 1921 году – все это отразилось. Острая нужда в учебниках, бумаге, письменных принадлежностях. Не было общежития.

Руководство техникумом осуществлялось педагогическим Советом, сохранился президиум. Первый председатель совета техникума – Никоноров Василий Алексеевич, ставший впоследствии профессором Казанского пединститута.

В 20-е годы в Тетюшах кроме начальных школ, было 2 учебных заведения: школа 2-й ступени и педтехникум, открытый на базе Учительской семинарии и 3-х годичных Педагогических курсов.

Школа 2-й ступени, бывшая женская гимназии, не успела перестроиться в настоящую трудовую школу. Здесь сохранились еще традиции гимназии. Иное было в техникуме. Учащиеся, в основном, из деревни, дети бедняков. Горожане тоже были представлены пролетарской частью населения.

Первые группы сочувствующих партии большевиков, первые комсомольские ячейки создавались именно еще в стенах Учительской семинарии и Педагогических курсов. Члены этих групп стали вожаками революционной молодежи г.Тетюши и уезда. Поэтому техникум привлекал молодежь своей новизной, кипучей жизнью студентов. Первый выпуск педтехникума был сделан в 1924 году.

Создавалось Учебное бюро, которое занималось вопросами учебного и методического характера.

В помощь бюро организовывались комиссии по циклам, которые объединяли преподавателей родственных дисциплин (предметно-цикловые комиссии).

В состав руководства техникума входили и ученические организации: ячейка ВЛКСМ и профком.

В 20-е годы преподаватели работали по методу проектов, по так называемым комплексным программам, в которых было 3 раздела: «природа», «труд», «общество», предметного обучения не было. Затем с 1927 – 28 уч. года педтехникум перешел на кабинетную систему, уроки стали сдвоенными. С введением кабинетной системы шире применяется лабораторно-бригадный метод.

Парты вынесли, их заменили столами. Бригада состояла из 7 – 10 человек. Учитель давал задание, а ученики самостоятельно его прорабатывали и затем сдавали учителю зачеты.

На заседании Учебного бюро техникума было решено, учитывая собственные попытки в поисках активизации методов преподавания, не переходить к лабораторной системе сразу по всем предметам, по некоторым дисциплинам сохранить классно-урочную систему, что впоследствии оправдалось.

Впервые в 1927 году рассмотрены темы для квалификационных работ, защита которых проводилась в присутствии всех членов цикловых комиссий. Одну и ту же тему двоим учащимся не давали.

Состав преподавателей был квалифицированным, с большим стажем. Люди, увлеченные своей профессией, они прививали учащимся навыки работы с книгой. Зажигали в сердцах негасимый огонь, стремление к знаниям, науке, желание служить своей стране.

Напалкова З.С. начала свою педагогическую деятельность в училище с 1922 года.

В 1927 году Педтехникум посетила В.Н.Фигнер, беседовала с Напалковой З.С. преподавателем языка и литературы, руководителем драмкружка. Одобрила проделанную работу в городе и селах (ставились пьесы А.Островского). Подарила в библиотеку свою книгу «Замечательный труд», семена цветов.

С 1924 года и до конца своей жизни проработал здесь Басманов Иван Васильевич, один из любимых преподавателей всех поколений учащихся, мастер слова, журналист, поэт, художник.

Б.К. Зарянов, преподаватель физики. В 1917 году работал в Учительской семинарии, на Педкурсах, в техникуме, в училище – более 30 лет.

Под руководством Н.К.Енгурина в техникуме проводилась краеведческая работа.

В первые годы образования техникума не было физкультуры, она называлась гимнастикой. Позднее физкультурой стали заниматься в кружках, где готовили «Ворошиловских стрелков», а потом здесь организовали летние курсы по подготовке преподавателей физической культуры.

Коллектив преподавателей и учащихся принимает самое живое и деятельное участие в общественной жизни. Увлекательно походили диспуты в техникуме и Народном доме. Студенты старших курсов по 5-6 человек направлялись на работу по ликвидации неграмотных и малограмотных. Активную работу вели и среди населения г.Тетюши.

В 1926 году студенты двух курсов техникума были направлены на Всесоюзную перепись населения по селам и деревням уезда.

Молодежь техникума организовала пионерские отряды, где студенты являлись вожатыми. Один из лучших пионерских вожатых города был Елизаров А.И., который потом, в 40-х, в начале 50-х годов возглавил Тетюшское педагогическое училище, а затем училище в г.Лениногорске.

Среди первых выпускников техникума был Петров Н.Т. – опытный педагог. Долгое время он занимал руководящие посты, последнее время работал заведующим Советским РОНО г.Казани. Свою педагогическую работу Петров сочетал с литературной деятельностью. Его перу принадлежит большое количество произведений для детей.

Бари Хаметов, мальчик из татарского села, ставший впоследствии ученым, доктором биологических наук, профессором Горно-Алтайского государственного педагогического института. В 50-е годы он прислал в училище свои книги с дарственной надписью. Вот что он пишет: «В знак благодарности всему педагогическому коллективу Тетюшского педтехникума, в стенах которого я получил профессию, овладел основами наук, научился любить и ценить книги, уважать людей и труд. Мой девиз: работать больше, дорожить временем, оставить хотя бы некоторый след о своем пребывании на земле. Таков совет моим коллегам, юношам и девушкам, которые учатся в том же университете, где я учился, о котором храню самые лучшие воспоминания. Незабываемые впечатления остались о педагогическом коллективе, о талантливейших учителях этого периода: А.С.Дворжецком, В.А.Никонорове, Н.П.Буркове, Б.К.Зарянове, Я.З.Захарове, И.В.Басманове, М.В.Покровской, З.С.Напалковой. (Хаметов Бари. 8 января 1958 года)».

Рушников И.С., выпускник техникума, в 50-60 г. работал заместителем министра просвещения ТАССР, А.И.Бекшанский возглавлял Татарский обком профсоюза работников просвещения.

Студенты в техникуме увлекались литературой и журналистикой, многие из них были студкорами, писали в областные, центральные газеты.

Регулярно, 1 раз в неделю, выходила стенгазета техникума. В ней печатались небольшие художественные рассказы, стихи, освещалась жизнь молодежи.

Большой интерес представлял литературный кружок, в который входили писатели и поэты училища. Талантливый молодой поэт Петр Осипов писал интересные стихи, отражающие жизнь молодежи техникума, деревни. Он очень увлекался Есениным, и во многих его произведениях чувствуется влияние знаменитого поэта: любовь к деревне, тоска по уходящему прошлому. Он состоял в литературном обществе, объединении «Кузница», переписывался с М.Горьким, получал от него неплохие отзывы.

Способным писателем и поэтом был Александр Макаров.

Учащиеся много читали, кроме обязательных по программе классиков и современных писателей. Устраивались очень интересные литературные вечера, проводились диспуты о В.Маяковском, С.Есенине. Под руководством М.В.Покровской старшекурсники издавали рукописный, художественный иллюстрированный журнал. Художниками были сами студенты.

С 1927 года стало традицией силами коллектива педтехникума всякое новшество в жизни школ нашей страны доводить до учительства во время курсов повышения квалификации, на методических конференциях, проводимых в январе-августе Отделом народного образования.

С организацией в Казани ТИПКП (Татарский институт повышения квалификации педагогов) при Тетюшском педтехникуме в помощь заочникам создается постоянный консультпункт.

1929 – 1930 учебный год. В стране шла сплошная коллективизация. Учащиеся старших курсов заменяли учителей сельских школ, которых вызывали на инструктаж по вопросу организации колхозов. Некоторые из них посланы были кантонным комитетом ВКПб на работу учителями до окончания педтехникума и участвовали в организации колхозов.

Страна училась…

Не меньше красноармейских клинков, не меньше, чем пуль и снарядов боялись враги Советской власти того, чтобы страна стала грамотной.

Весь коллектив участвует в общественной жизни и в социалистической перестройке нашей Родины. Учащиеся целыми группами с учителями ехали в деревню для работы в ликбезах по коллективизации, для проведения культурно-массовой работы, хозяйственно-политических компаний.

По коллективизации в Тетюшскую волость был назначен член Татарского Верховного Совета, ректор государственного университета г. Казани – Векслин. Он решил взять трудное село, чтобы организовать колхоз. Ему показали на Удельное-Нечасово, Колунецкой волости, Векслин попросил дать ему в помощь ученика из педтехникума. Нужно было, чтоб тот имел определенные качества: чтобы был русский, толковый, местный, чтоб родители его были в колхозе. Вспоминает жена, Е.И.Морозова:

- Декабрь 1931 года.

Андрей шел из правления колхоза. Ночь была лунная, светлая. Около дома Андрей заметил 3 тени с обрезами. Понял: «Ждут». Приглядевшись, он узнал здешнего бандита, которого искали, с ним еще кто-то.

Что делать? Решил залезть на чердак противоположного дома. Увидел, как трое зашли в избу… Задами, по сугробам пробрался к дому, ворвался в сени, назвал бандитов по именам и закричал: «Если вы не уйдете, завтра я вас посажу!»

Бандиты, высадив рамы, скрылись.

-Иван Силантьев, секретарь комсомольской ячейки, был в командировке в д. Сумароково Тетюшского района. Во время заседания правления колхоза сидел против окна. В него стреляли. Спасло то, что в момент выстрела, он случайно нагнулся за упавшим карандашом. Пробили шапку на голове.

«Активист, активистка», - так называли первых комсомольцев села, учителей, которые при свете керосиновых ламп проводили уроки ликбеза, готовили спектакли, читали лекции, боролись с кулачьем. Называли их «активистами» одни с восхищением, другие со злобой.

13-летней девчушкой Амина Вильдановна Мусташкина поступила в Тетюшское педагогическое училище, а в 16 лет давала свои первые уроки в Малых Тарханах. Амина Вильдановна была активисткой. Молодая учительница помогала в Кляшеве организовать колхоз. Помнит, как ходила агитировать, собирать налоги. Дважды топор нависал над её головой.

А вот что пишет о преподавателях А.С.Сироткин, выпускник 1935 года.

С Тетюшами, с этим маленьким городком на Волге, связаны едва ли не самые яркие мои воспоминания. И не только потому, что это были годы нашей суровой полуголодной и холодной юности. И не только потому, что здесь, в стенах педагогического училища мы получили профессию учителя, на всю жизнь полюбившуюся, но и потому, что у нас были замечательные преподаватели, которые привили нам неиссякаемую любовь к благородному педагогическому труду…

Никогда мне не забыть светлый образ Ивана Васильевича Басманова, замечательного педагога, добрейшей души человека, за свою эрудицию прозванного нами «ходячей энциклопедией», друга и наставника студентов.

Всегда буду помнить уважаемого, немного строгого, знающего педагога, умело раскрывающего нам законы физики, всегда корректного Бориса Константиновича Зарянова.

Невозможно не вспомнить чудесную женщину, влюбленную в свою профессию, педагога Зинаиду Станиславовну Напалкову, терпеливо вбивавшую в наши головы основы педагогики, всегда спокойную, улыбающуюся, умную.

Хорошо помню немного странного, отдавшего предпочтение обществу студентов, преподавателя физкультуры, бессменного секретаря педсовета Александра Петровича Тимофеева, преподавателя рисования Николая Петровича Буркова, который постоянно подкармливал нас, голодных студентов.

Перед ними, своими бывшими преподавателями, живыми и мертвыми, склоняю свою рано поседевшую голову.

В конце 20-х годов Татарский народный комиссариат просвещения поставил задачу создания национальных учебных заведений. С 1930 по 1937 год наше учебное заведение считалось Татарским педагогическим техникумом.

В 1930 году принимали только татар. До октября план приёма не был выполнен, и стали принимать смешанный контингент (русские, чуваши, татары, мордва). Приезжали учиться из татарских сел, не зная русской разговорной речи. Им было очень трудно. С такими учащимися проводились дополнительные занятия (консультации преподавателей), организована ученическая взаимопомощь. В 30-х годах в педтехникуме было два отделения: русское и татарское.

Здесь учились Сагдеев Зинур и Галеев Гадый Галеевич, которые прошли путь от учителя начальных классов до членов правительства Татарской автономной республики.

Общественная деятельность Сагдеева началась с того, что он был председателем кантонного бюро пионеров. Закалка молодости сказалась и в дальнейшем. Благодаря организаторским способностям, умению ладить с людьми, Сагдеев быстро продвигался по служебной лестнице. Последнее время он работал заместителем председателя Совета Министров Татарской автономной республики.

С начала 30 годов педтехникум переходит на обучение по твердому расписанию с программой по каждому предмету. Все педтехникумы РСФСР были переведены на новый учебный план с 3-х годичным сроком обучения.

В 1930 году в связи с открытием Татарского Тетюшского педтехникума принимали только татар. До октября план приема не был выполнен, и стали принимать смешанный контингент.

В то же время при педтехникуме открыто заочное отделение. Уже действовал Закон о всеобуче (всеобщем начальном обучении), учителей не хватало, многие из них в селах имели 3-х или 4-х летнее образование. Заочный сектор ставил задачу дать таким людям квалификацию учителя, из-за недостатка кадров просвещенцев (так называли тогда учителей), учащихся старших курсов часто снимали с учебы и посылали на работу в сельскую местность.

В те годы ставился вопрос о военизации, шла подготовка пионерских вожатых. Проходила политехническая практика на электростанции, мельнице, в типографии, МТС.

Выпускники этих лет

Харитонов Варфоломей Тихонович – Заместитель Председателя Совета Министров Чувашской АССР (1940-1950гг.)
Заведующий кафедрой педагогики Чувашского педагогического института (1970-1980 гг)

Рушников Иван Степанович -заместитель Министра Просвещения ТАССР.

Хаметов Бари - доктор биологических наук, профессор Горно-Алтайского Государственного педагогического института.

Галеев Гадый Галеевич - заместитель Председателя Президиума Верховного Совета ТАССР.

Сагдеев Зинур Сагдеевич - заместитель Председателя Совета Министров ТАССР.

Салитов Шариф Салимович – кандидат экономических наук Казанский финансово-экономический институт, майор запаса.

Сироткин Аркадий Сергеевич – преподаватель Буинского ветеринарного техникума.

Петров Петр Тихонович – писатель, член Союза писателей СССР.

Абдуллин - кандидат химических наук, преподаватель КХТИ.

с 26 декабря 1921г – с 4-годичным сроком обучения, с 26августа 1926г – с5-гдичным сроком обучения, с30 мая 1930г – с 3-годичным сроком обучения.

В декабре 1921 года распоряжением Татглавпрофобразования Педагогические курсы переименованы в педагогический техникум. Срок обучения до 4-х лет.

Нелегкими были первые годы существования нашего учебного заведения. Хозяйственная разруха в стране в период интервенции и гражданской войны, ужасный голод, охвативший Поволжье в 1921 году – все это отразилось. Острая нужда в учебниках, бумаге, письменных принадлежностях. Не было общежития.

Руководство техникумом осуществлялось педагогическим Советом, сохранился президиум. Первый председатель совета техникума – Никоноров Василий Алексеевич, ставший впоследствии профессором Казанского пединститута.

В 20-е годы в Тетюшах кроме начальных школ, было 2 учебных заведения: школа 2-й ступени и педтехникум, открытый на базе Учительской семинарии и 3-х годичных Педагогических курсов.

Школа 2-й ступени, бывшая женская гимназии, не успела перестроиться в настоящую трудовую школу. Здесь сохранились еще традиции гимназии. Иное было в техникуме. Учащиеся, в основном, из деревни, дети бедняков. Горожане тоже были представлены пролетарской частью населения.

Первые группы сочувствующих партии большевиков, первые комсомольские ячейки создавались именно еще в стенах Учительской семинарии и Педагогических курсов. Члены этих групп стали вожаками революционной молодежи г.Тетюши и уезда. Поэтому техникум привлекал молодежь своей новизной, кипучей жизнью студентов. Первый выпуск педтехникума был сделан в 1924 году.

Создавалось Учебное бюро, которое занималось вопросами учебного и методического характера.

В помощь бюро организовывались комиссии по циклам, которые объединяли преподавателей родственных дисциплин (предметно-цикловые комиссии).

В состав руководства техникума входили и ученические организации: ячейка ВЛКСМ и профком.

В 20-е годы преподаватели работали по методу проектов, по так называемым комплексным программам, в которых было 3 раздела: «природа», «труд», «общество», предметного обучения не было. Затем с 1927 – 28 уч. года педтехникум перешел на кабинетную систему, уроки стали сдвоенными. С введением кабинетной системы шире применяется лабораторно-бригадный метод.

Парты вынесли, их заменили столами. Бригада состояла из 7 – 10 человек. Учитель давал задание, а ученики самостоятельно его прорабатывали и затем сдавали учителю зачеты.

На заседании Учебного бюро техникума было решено, учитывая собственные попытки в поисках активизации методов преподавания, не переходить к лабораторной системе сразу по всем предметам, по некоторым дисциплинам сохранить классно-урочную систему, что впоследствии оправдалось.

Впервые в 1927 году рассмотрены темы для квалификационных работ, защита которых проводилась в присутствии всех членов цикловых комиссий. Одну и ту же тему двоим учащимся не давали.

Состав преподавателей был квалифицированным, с большим стажем. Люди, увлеченные своей профессией, они прививали учащимся навыки работы с книгой. Зажигали в сердцах негасимый огонь, стремление к знаниям, науке, желание служить своей стране.

Напалкова З.С. начала свою педагогическую деятельность в училище с 1922 года.

В 1927 году Педтехникум посетила В.Н.Фигнер, беседовала с Напалковой З.С. преподавателем языка и литературы, руководителем драмкружка. Одобрила проделанную работу в городе и селах (ставились пьесы А.Островского). Подарила в библиотеку свою книгу «Замечательный труд», семена цветов.

С 1924 года и до конца своей жизни проработал здесь Басманов Иван Васильевич, один из любимых преподавателей всех поколений учащихся, мастер слова, журналист, поэт, художник.

Б.К. Зарянов, преподаватель физики. В 1917 году работал в Учительской семинарии, на Педкурсах, в техникуме, в училище – более 30 лет.

Под руководством Н.К.Енгурина в техникуме проводилась краеведческая работа.

В первые годы образования техникума не было физкультуры, она называлась гимнастикой. Позднее физкультурой стали заниматься в кружках, где готовили «Ворошиловских стрелков», а потом здесь организовали летние курсы по подготовке преподавателей физической культуры.

Коллектив преподавателей и учащихся принимает самое живое и деятельное участие в общественной жизни. Увлекательно походили диспуты в техникуме и Народном доме. Студенты старших курсов по 5-6 человек направлялись на работу по ликвидации неграмотных и малограмотных. Активную работу вели и среди населения г.Тетюши.

В 1926 году студенты двух курсов техникума были направлены на Всесоюзную перепись населения по селам и деревням уезда.

Молодежь техникума организовала пионерские отряды, где студенты являлись вожатыми. Один из лучших пионерских вожатых города был Елизаров А.И., который потом, в 40-х, в начале 50-х годов возглавил Тетюшское педагогическое училище, а затем училище в г.Лениногорске.

Среди первых выпускников техникума был Петров Н.Т. – опытный педагог. Долгое время он занимал руководящие посты, последнее время работал заведующим Советским РОНО г.Казани. Свою педагогическую работу Петров сочетал с литературной деятельностью. Его перу принадлежит большое количество произведений для детей.

Бари Хаметов, мальчик из татарского села, ставший впоследствии ученым, доктором биологических наук, профессором Горно-Алтайского государственного педагогического института. В 50-е годы он прислал в училище свои книги с дарственной надписью. Вот что он пишет: «В знак благодарности всему педагогическому коллективу Тетюшского педтехникума, в стенах которого я получил профессию, овладел основами наук, научился любить и ценить книги, уважать людей и труд. Мой девиз: работать больше, дорожить временем, оставить хотя бы некоторый след о своем пребывании на земле. Таков совет моим коллегам, юношам и девушкам, которые учатся в том же университете, где я учился, о котором храню самые лучшие воспоминания. Незабываемые впечатления остались о педагогическом коллективе, о талантливейших учителях этого периода: А.С.Дворжецком, В.А.Никонорове, Н.П.Буркове, Б.К.Зарянове, Я.З.Захарове, И.В.Басманове, М.В.Покровской, З.С.Напалковой. (Хаметов Бари. 8 января 1958 года)».

Рушников И.С., выпускник техникума, в 50-60 г. работал заместителем министра просвещения ТАССР, А.И.Бекшанский возглавлял Татарский обком профсоюза работников просвещения.

Студенты в техникуме увлекались литературой и журналистикой, многие из них были студкорами, писали в областные, центральные газеты.

Регулярно, 1 раз в неделю, выходила стенгазета техникума. В ней печатались небольшие художественные рассказы, стихи, освещалась жизнь молодежи.

Большой интерес представлял литературный кружок, в который входили писатели и поэты училища. Талантливый молодой поэт Петр Осипов писал интересные стихи, отражающие жизнь молодежи техникума, деревни. Он очень увлекался Есениным, и во многих его произведениях чувствуется влияние знаменитого поэта: любовь к деревне, тоска по уходящему прошлому. Он состоял в литературном обществе, объединении «Кузница», переписывался с М.Горьким, получал от него неплохие отзывы.

Способным писателем и поэтом был Александр Макаров.

Учащиеся много читали, кроме обязательных по программе классиков и современных писателей. Устраивались очень интересные литературные вечера, проводились диспуты о В.Маяковском, С.Есенине. Под руководством М.В.Покровской старшекурсники издавали рукописный, художественный иллюстрированный журнал. Художниками были сами студенты.

С 1927 года стало традицией силами коллектива педтехникума всякое новшество в жизни школ нашей страны доводить до учительства во время курсов повышения квалификации, на методических конференциях, проводимых в январе-августе Отделом народного образования.

С организацией в Казани ТИПКП (Татарский институт повышения квалификации педагогов) при Тетюшском педтехникуме в помощь заочникам создается постоянный консультпункт.

1929 – 1930 учебный год. В стране шла сплошная коллективизация. Учащиеся старших курсов заменяли учителей сельских школ, которых вызывали на инструктаж по вопросу организации колхозов. Некоторые из них посланы были кантонным комитетом ВКПб на работу учителями до окончания педтехникума и участвовали в организации колхозов.

Страна училась…

Не меньше красноармейских клинков, не меньше, чем пуль и снарядов боялись враги Советской власти того, чтобы страна стала грамотной.

Весь коллектив участвует в общественной жизни и в социалистической перестройке нашей Родины. Учащиеся целыми группами с учителями ехали в деревню для работы в ликбезах по коллективизации, для проведения культурно-массовой работы, хозяйственно-политических компаний.

По коллективизации в Тетюшскую волость был назначен член Татарского Верховного Совета, ректор государственного университета г. Казани – Векслин. Он решил взять трудное село, чтобы организовать колхоз. Ему показали на Удельное-Нечасово, Колунецкой волости, Векслин попросил дать ему в помощь ученика из педтехникума. Нужно было, чтоб тот имел определенные качества: чтобы был русский, толковый, местный, чтоб родители его были в колхозе. Вспоминает жена, Е.И.Морозова:

- Декабрь 1931 года.

Андрей шел из правления колхоза. Ночь была лунная, светлая. Около дома Андрей заметил 3 тени с обрезами. Понял: «Ждут». Приглядевшись, он узнал здешнего бандита, которого искали, с ним еще кто-то.

Что делать? Решил залезть на чердак противоположного дома. Увидел, как трое зашли в избу… Задами, по сугробам пробрался к дому, ворвался в сени, назвал бандитов по именам и закричал: «Если вы не уйдете, завтра я вас посажу!»

Бандиты, высадив рамы, скрылись.

-Иван Силантьев, секретарь комсомольской ячейки, был в командировке в д. Сумароково Тетюшского района. Во время заседания правления колхоза сидел против окна. В него стреляли. Спасло то, что в момент выстрела, он случайно нагнулся за упавшим карандашом. Пробили шапку на голове.

«Активист, активистка», - так называли первых комсомольцев села, учителей, которые при свете керосиновых ламп проводили уроки ликбеза, готовили спектакли, читали лекции, боролись с кулачьем. Называли их «активистами» одни с восхищением, другие со злобой.

13-летней девчушкой Амина Вильдановна Мусташкина поступила в Тетюшское педагогическое училище, а в 16 лет давала свои первые уроки в Малых Тарханах. Амина Вильдановна была активисткой. Молодая учительница помогала в Кляшеве организовать колхоз. Помнит, как ходила агитировать, собирать налоги. Дважды топор нависал над её головой.

А вот что пишет о преподавателях А.С.Сироткин, выпускник 1935 года.

С Тетюшами, с этим маленьким городком на Волге, связаны едва ли не самые яркие мои воспоминания. И не только потому, что это были годы нашей суровой полуголодной и холодной юности. И не только потому, что здесь, в стенах педагогического училища мы получили профессию учителя, на всю жизнь полюбившуюся, но и потому, что у нас были замечательные преподаватели, которые привили нам неиссякаемую любовь к благородному педагогическому труду…

Никогда мне не забыть светлый образ Ивана Васильевича Басманова, замечательного педагога, добрейшей души человека, за свою эрудицию прозванного нами «ходячей энциклопедией», друга и наставника студентов.

Всегда буду помнить уважаемого, немного строгого, знающего педагога, умело раскрывающего нам законы физики, всегда корректного Бориса Константиновича Зарянова.

Невозможно не вспомнить чудесную женщину, влюбленную в свою профессию, педагога Зинаиду Станиславовну Напалкову, терпеливо вбивавшую в наши головы основы педагогики, всегда спокойную, улыбающуюся, умную.

Хорошо помню немного странного, отдавшего предпочтение обществу студентов, преподавателя физкультуры, бессменного секретаря педсовета Александра Петровича Тимофеева, преподавателя рисования Николая Петровича Буркова, который постоянно подкармливал нас, голодных студентов.

Перед ними, своими бывшими преподавателями, живыми и мертвыми, склоняю свою рано поседевшую голову.

В конце 20-х годов Татарский народный комиссариат просвещения поставил задачу создания национальных учебных заведений. С 1930 по 1937 год наше учебное заведение считалось Татарским педагогическим техникумом.

В 1930 году принимали только татар. До октября план приёма не был выполнен, и стали принимать смешанный контингент (русские, чуваши, татары, мордва). Приезжали учиться из татарских сел, не зная русской разговорной речи. Им было очень трудно. С такими учащимися проводились дополнительные занятия (консультации преподавателей), организована ученическая взаимопомощь. В 30-х годах в педтехникуме было два отделения: русское и татарское.

Здесь учились Сагдеев Зинур и Галеев Гадый Галеевич, которые прошли путь от учителя начальных классов до членов правительства Татарской автономной республики.

Общественная деятельность Сагдеева началась с того, что он был председателем кантонного бюро пионеров. Закалка молодости сказалась и в дальнейшем. Благодаря организаторским способностям, умению ладить с людьми, Сагдеев быстро продвигался по служебной лестнице. Последнее время он работал заместителем председателя Совета Министров Татарской автономной республики.

С начала 30 годов педтехникум переходит на обучение по твердому расписанию с программой по каждому предмету. Все педтехникумы РСФСР были переведены на новый учебный план с 3-х годичным сроком обучения.

В 1930 году в связи с открытием Татарского Тетюшского педтехникума принимали только татар. До октября план приема не был выполнен, и стали принимать смешанный контингент.

В то же время при педтехникуме открыто заочное отделение. Уже действовал Закон о всеобуче (всеобщем начальном обучении), учителей не хватало, многие из них в селах имели 3-х или 4-х летнее образование. Заочный сектор ставил задачу дать таким людям квалификацию учителя, из-за недостатка кадров просвещенцев (так называли тогда учителей), учащихся старших курсов часто снимали с учебы и посылали на работу в сельскую местность.

В те годы ставился вопрос о военизации, шла подготовка пионерских вожатых. Проходила политехническая практика на электростанции, мельнице, в типографии, МТС.

Выпускники этих лет

Харитонов Варфоломей Тихонович – Заместитель Председателя Совета Министров Чувашской АССР (1940-1950гг.)
Заведующий кафедрой педагогики Чувашского педагогического института (1970-1980 гг)

Рушников Иван Степанович -заместитель Министра Просвещения ТАССР.

Хаметов Бари - доктор биологических наук, профессор Горно-Алтайского Государственного педагогического института.

Галеев Гадый Галеевич - заместитель Председателя Президиума Верховного Совета ТАССР.

Сагдеев Зинур Сагдеевич - заместитель Председателя Совета Министров ТАССР.

Салитов Шариф Салимович – кандидат экономических наук Казанский финансово-экономический институт, майор запаса.

Сироткин Аркадий Сергеевич – преподаватель Буинского ветеринарного техникума.

Петров Петр Тихонович – писатель, член Союза писателей СССР.

Абдуллин - кандидат химических наук, преподаватель КХТИ.

7 января 1937 года Наркомом просвещения РСФСР издан приказ о переименовании педагогических техникумов в педагогические училища сначала с 3-х годичным, а с 1948 года с 4-х годичным сроком обучения.

Директором училища назначили Перминова, до этого доцента КГУ, завучем Напалкову З.С.

Улучшились и стали разнообразнее формы и методы преподавания. Коллектив ежегодно готовил из учащихся пионервожатых, руководителей драматического и хореографического кружков на селе.

Воспитанники училища после окончания высшего учебного заведения возвращаются сюда в качестве преподавателей. Зиновьев М.М., директор, прекрасный организатор. Учителя: Мусин Б.С., Шагеев К.Б., Рушников И.С., Иванова Е.В., Айзатуллин М.А.

Преподаватель Айзатуллин М.А. широко развернул опытническую работу по сельскому хозяйству. Научные опыты проводились как по выращиванию полевых, зерновых культур, так и огородных. Выращенный урожай был одним из лучших на выставке в районе и республике. В школы района передавались семена цветов, овощей, сортовой пшеницы, картофеля.

Вводятся переводные, выпускные испытания. Темы для письменных работ по русскому языку и литературе выпускникам присылались из НКП (народного комиссариата просвещения), а для учащихся 1 и 2-х курсов составлялись преподавателями. В училище было 38 преподавателей (в 1938 году), с высшим образованием -–17, трое учились заочно в КГПИ.

Каждый учащийся посещал политкружок, где изучалась История партии, на собраниях обсуждали текущие события.

Активное участие преподаватели и ученики принимали в выборах, работали агитаторами и беседчиками: готовили общие собрания с избирателями, выступали с докладами, ставили спектакли и концерты.

За год проводилось по 18 педагогических совещаний. Раз в месяц перед преподавателями отчитывался завуч о состоянии обучения и воспитания на всех посещенных уроках.

Продолжало функционировать заочное отделение. В 1939 – 1940 учебном году во всех татарских классах проводились кружковые занятия в связи с введением новой графики.

Преподаватели переводили учебники на татарский язык. Шагеев К.Б. – методику русского языка, а Юнусов К.Ш. – географию.

В 1940 –1941 учебном году вводится плата за обучение в средних учебных заведениях и старших классах средних школ. Освобождались от уплаты только воспитанники детдомов и дети инвалидов, пенсионеров.

С началом Великой Отечественной войны на фронт ушли все преподаватели – мужчины. Директором назначается – Напалкова З.С.

В 1944 году было принято постановление СНК СССР по которому вводилась пятибалльная система оценок (1,2,3,4,5), выпускные экзамены для учащихся начальных классов. Постановление повышало ответственность учителей и учащихся за качество знаний. При училище создается базовая школа для русских и татарских классов, в которую переведены лучшие учителя начальных классов из средней школы №1 (Деманова О.И., Быстрова Л.И., Айзатуллина Ф.С., Хаметова О.И.). Для учащихся выпускных классов стала проводиться практика «Первые шаги ребенка в школе».

В этом же году на основании приказа ТНКП открыты 10 месячные курсы по подготовке учителей неполной средней школы (60 человек) и 10 месячные курсы по подготовке учителей начальных классов (30 человек).

В годы Великой Отечественной войны из стен училища выпущено 207 учителей, получивших назначение не только в ТАССР, но и в Кара – Калпакию, Бурятскую АССР, Волгоградскую область.

Основная форма преподавания в техникуме – урок. Занятия начинались в 8.00, в вечерние часы велись уроки музыки, работали кружки. Урок проводился по схеме:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • изложение нового материала;
  • закрепление;
  • задание на дом.

Преподаватели уделяли большое внимание выработке правильной речи, повторению пройденного (тематическому и текущему), выработке практических навыков.

Имеются неплохо оснащенные кабинеты:

  • педагогический – Зарянова Е.Е.
  • физико – математический – Закиров С.Г.
  • литературный – Иванова Е.В.
  • естествоведческий – Айзатуллин М.А.

Серьезное место занимала работа в мастерских по приготовлению наглядных пособий для сплошной 2-х недельной практики в начальной школе (по естествознанию, коробочки для коллекций, маски животных, птиц, гербарии, по географии – макеты из папье-маше; переплетали книги, тетради и т.д.)

Татарское отделение параллельно с русским просуществовало до 1947 г. С 1947 – 1948 учебного года функционируют первое школьное отделение очное, заочное отделение, допускалась сдача экзаменов экстерном. Второе отделение подготовило воспитателей детских домов. Татарский сектор переведен в Арское педагогическое училище.

В 1947 году директором училища назначен Елизаров А.И.

В 40-60 годы коллектив пополнился новыми преподавателями: Завьялова Т.А., Заверткина Е.М., Горбушев В.А., Корнилова И.С., Ягъяев М.У.

Бусаргина А.А., в 1952 году приняла училище в качестве директора. Вот что она вспоминает об этом периоде: «Прошло 7 лет, как отгремела война. В училище материальная база слабая. Тесно, преподаватели и учащиеся много работают в вечерние часы, используя общежитие. В классах стояли черные мрачные парты. Трудно было с учебниками, учебными пособиями. На всех учащихся – 2 пианино, десяток мандолин и несколько баянов. Недоставало спортивного инвентаря. В городе местная электростанция в 23 часа отключала свет. В училище купили движок, во дворе построили избушку, и в поздние часы освещали здание.

День начинался с певческой зарядки, затем шли зарядка физическая и уроки. Учащиеся носили школьную форму.

Работали преподаватели не только на уроках. Учащиеся с удовольствием шли на вечера и занятия кружков, так как здесь они расширяли свой кругозор и получали практические навыки для будущей работы.

Под руководством преподавателя труда Побединского С.К. учащиеся изготовили модель корабля, которая была показана в Москве на ВДНХ и отмечена личной благодарностью адмирала Кузнецова. Для республиканской выставки в г.Казани электрофицирована карта Татарии.

В училище действовал большой хор. Много сил и умений отдавали ему О.П.Абросимова, пели на 4 голоса. Исполнялись народные песни, романсы, арии из опер. Струнный оркестр под руководством Клеткина Б.Д. покорял аудиторию.

Драмкружок, который возглавлял Ф.А.Артемьев, ставил классические вещи, с которыми выступали не только в училище, но и в городе.

С 1961 по 1968 годы училище возглавляет Пигузов Г.К., заслуженный учитель РСФСР, ТАССР, отличник народного просвещения, человек высокой культуры. В конце 60 годов Геннадия Константиновича Пигузова пригласили в г.Казань в Министерство.

В 1966 году в Тетюшском педагогическом училище было открыто отделения физического воспитания, так как к этому времени в коллективе преподавателей и учащихся сложились хорошие спортивные традиции. Возглавил отделение Тимирясов Вячеслав Гайнуллович, ведущий учитель, отличник народного образования, Заслуженный учитель ТАССР, человек энергичный, целеустремленный.

ТЕТЮШСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ В 60 -80 ГОДЫ.

Директором назначен Васильев Н.М.

Годы 1966-1984 были годами упорной работы педагогического коллектива училища по дальнейшему совершенствованию качества подготовки учителей начальных классов общеобразовательной школы и учителей физкультуры.

На первое место было поставлено изучение и внедрение в практику работы педагогов активных методов преподавания, развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной и воспитательной работе.

Для достижения этой цели проводился целый комплекс мероприятий. Преподаватели 1 раз в 5 лет проходили 4х месячные курсы повышения квалификации при Московском Государственном университете имени Ломоносова, Центральном Институте усовершенствования учителей Министерства просвещения Российской Федерации, Орловском, Орехово-Зуевском, Таганрогском, Новосибирском педагогическом институтах. В период между этими курсами каждый преподаватель составлял реферат по осмыслению и обобщению своего педагогического опыта. В педагогическом училище была организованна работа педагогического лектория по теме:

«Новое в педагогической науке, психологии и практике обучения». Занятия лектория проводились ежемесячно. Кроме того, ежегодно проводились педагогические чтения преподавателей педучилищ в масштабе Татарской республики.

В 70х годах в педагогических училищах была введена аттестация преподавателей 1 раз в 5 лет, что также стимулировало самостоятельную творческую работу по повышению своих научных знаний и совершенствованию педагогического мастерства.

Творчество преподавателей по повышению качества работы систематически поощрялось Министерством просвещения республики Татарстан и Российской Федерации. В эти годы удостоились звания «Отличник народного просвещения» десятки преподавателей. Завьялова Т.А. была награждена орденом «Знак почета». За большие заслуги в деле формирования будущих учителей преподавателям: Голод Г.А., Горбушевой Н.Ф., Тимирясову В.Г., учительнице базовой школы Долговой А.Е. было присвоено персональное звание «Заслуженный учитель школы Республики Татарстан». Васильеву Н.М. присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

В эти годы ряд преподавателей училища выдвинуты на руководящую работу в республиканские органы народного образования. Заместитель директора по учебной работе М.У Ягъяев стал директором Татарского Института усовершенствования учителей, преподаватель русского языка и литературы К.А.Николаева – зав. кабинетом русского языка этого института, работавший до 1968 года директором училища Пигузов Г.К. – инспектором отдела школ Министерства просвещения Татарской республики.

О высоком уровне квалификации преподавателей того времени свидельствует и тот факт, что ряд преподавателей (Васильев Н.М., Горбушева Н.Ф., Тимирясов В.Г.) привлекались Министерством просвещения Российской Федерации к инспектированию педагогических училищ отдельных территорий (Удмуртии, Калмыкии и др.)

Результатом целеустремленной и упорной работы педагогического коллектива училища по совершенствованию методов обучения и воспитания были глубокие и прочные знания учащихся училища. Ежегодно в год окончания училища поступало на очную и заочную форму обучения в Казанский государственный педагогический институт до 60% выпускников. Не прошедших по конкурсу по результатам сдачи выпускных экзаменов были буквально единицы.

Студенты педагогического училища принимали самое активное участие в проводимых в республике олимпиадах по русскому языку и литературе, математике, физике и занимали призовые места (1 – 3 место) среди средних специальных учебных заведений Татарской республики (Песков – преподаватель Горбушева Н.Ф., Солдаткин – преподаватель Мокшин Ю.П., Кириллова Е.В. (Тунгулова)– преподаватель Куранова О.О. и др.).

Кириллова Е.В. (Тунгулова) стала победительницей олимпиады студентов средних специальных учебных заведений Поволжья.

Значительными были спортивные достижения студентов отделения физического воспитания. Сборная команда училища по легкой атлетике под руководством Тимирясова В.Г. занимала первое место в Татарской республике.

Студенты педагогического училища, как правило, с увлечением и молодым задором работали в колхозах района в период уборки урожая, не уступая первенства среди студентов и учащихся средних учебных заведений. Ежегодно большую помощь в уборке урожая студенты училища оказывали колхозам им. Калинина, «Рассвет» и др.

Контингент студентов в эти годы не опускался ниже 500 человек (18 групп) при наличии 16 классных помещений. Две группы занимались в комнатах общежития по улице Малкина. Это обстоятельство потребовало расширения и укрепления материальной базы педагогического училища. За эти годы построили: 24х12, здание общежития по ул. Фрунзе, начато строительство учебного корпуса на 240 учащихся.

ТЕТЮШСКОЕ ПЕДГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ В 90-ГОДЫ.

Училище дает добротную профессиональную подготовку своим студентам. Изменения в сфере образования диктуют необходимость пересмотра и обновления перечня специальностей педагогического профиля. Он расширен.

Если сначала учебное заведение выпускало только учителей начальных классов, а с 1966 года и учителей физической культуры, то с 1993 года открыто музыкальное отделение.

В 1997-1998 учебном году набрана экспериментальная группа, готовящая практических психологов начальной школы, разработана концепция их подготовки (Лубганс Л.В.).

Наши выпускники учатся в вузах г. Казани, г. Ульяновска, успешно трудятся в школах региона. Часть выпускников через несколько лет педагогической практики становятся руководителями школ. Многие пользуются перспективными технологиями, современными методиками, вырабатывают собственные подходы к обучению. Например, в средней школе-гимназии №1 г.Буинска большинство членов экспериментальной группы составляют выпускники педучилища. Их тема «Повышение эффективности работы со способными и одаренными детьми в условиях школы – гимназии». Выпускники участвуют в районных конкурсах «Учитель года». Так в 1995 году Урметьева С. (выпуск 1994 года) заняла I место. Выпускница 1992 года Гимранова А. стала Учителем года на конкурсе в г.Казани (татарская гимназия №2 им. Ш.Марджани).

Повышению научно-методического мастерства преподавателей способствует богатый материал, накопленный в методическом кабинете училища. (Кузянина К.И.)

При кабинете организуются теоретические и практические семинары по современным формам и методам обучения, инновационным технологиям, педагогике общения и т.д. С целью стимулирования роста профессионализма и творческой инициативы преподавателей кабинетом разрабатываются, и проводятся училищные конкурсы. Например, «Учитель года – 95», «Самый классный классный – 97».

В Педагогическом училище налажены контакты с учеными музыкально-педагогического факультета КГПУ, с кафедрой татарского языка Казанского Государственного Университета, кафедрой психологии ИПКРО, со спортфаком Казанского Государственного Педагогического Университета.

Преподаватели училища получают квалифицированные консультации от ученых вузов, работников ИПКРО: на базе учебного заведения проводятся районные, республиканские семинары, научно-практические конференции.

В декабре 1996 года состоялась научно-практическая конференция, посвященная 30-летию отделения физического воспитания «теоретические основы физического воспитания в педагогическом училище». Конференция подготовлена под руководством Министерства образования Республики Татарстан, Казанским Государственным педагогическим университетом (факультет физической культуры, профессор Абзалов Р.А. (и отделением физического воспитания Тетюшского педагогического училища (директор Лапаева Л.А., руководитель физического воспитания Тимирясов В.Г.)

В декабре 1997 года совместно с Министерством образования Республики Татарстан, Казанским Государственным университетом в Тетюшском педагогическом училище проведена научно-практическая конференция «Актуальные проблемы, пути и методы реализации Закона о языках Республики Татарстан в начальных татарских и русскоязычных классах». Руководитель конференции Сатаров Г.Ф., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой татарского языка Казанского Государственного Университета. В 1999году на базе училища проведена олимпиада по русскому языку и методике его преподавания среди студентов пед.колледжей и училищ РТ (руководители Жаркова Л.А. и Кузянина К.И.)

В 2001 году прошел республиканский фестиваль «За профессиональное мастерство» (руководитель Кузянина К.И.).

Воспитательная работа является приоритетным направлением образования и оказывает значительное влияние на качество подготовки специалистов. В училище работает 15 кружков, 12 секций, хор, русская и татарская драмстудия, 17 факультативов. Ими охвачены все студенты.

Заместителем директора по воспитательной работе является Дубровская М.Ю., ведущий учитель, Заслуженный учитель Республики Татарстан.

В мае 1989 года в нашем училище был открыт музей истории училища, материалы которого постоянно пополняются. В связи с этим в училище реализуется новое направление в воспитании «Музейная педагогика и система среднего специального образования».

Еженедельно в актовом зале проводятся методические вечера, которые помогают учащимся знакомиться с различными формами внеклассной работы, способствуют росту общей культуры, развивают музыкальные, художественные и организаторские способности.

Доброй традицией стали конкурсы педмастерства, в которых участвуют выпускные группы. Обычно определяется направление конкурса: «Традиции народной педагогики в учебном процессе», «Нестандартные методы обучения», «Использование элементов системы Занкова в начальных классах». Для участников конкурса обязательны проведение уроков, защита наглядных пособий, проверка профессиональных знаний и навыков, решение педагогических задач и т.д.

Формы конкурсов разнообразны: «Звездный час», «Счастливый случай», «Блиц-турнир», «Блеф-клуб» и другие. Проводимые конкурсы подтверждают, что учащиеся выбрали правильный жизненный путь, что они владеют определенными профессиональными навыками, могут проявить смекалку, находчивость, найти выход из затруднительного положения.

С целью комплектования училища высококвалифицированными кадрами администрацией разработана комплексная программа «Кадры», в которой определена система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников до 2005 года.

В училище уделяется внимание решению социальных проблем коллектива. За 1994-1995-1996гг улучшили жилищные условия 6 семей, 3 преподавателя получили санаторно-курортное лечение.

За годы существования училище получило немало грамот и благодарностей за качественную подготовку специалистов.

Выпускники этих лет

Топоркова Анастасия Максимовна - делегат Всесоюзного съезда учителей, 1968год.

Габитов Н.К. –Член Союза журналистов СССР. Заслуженный работник культуры РСФСР и ТАССР, заместитель главного редактора татарского издательства.

Залялов Азат Михайлович – доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан.

Христенко Иван Александрович – адвокат, Украина.

Хаков Вахит Хазятович – профессор КГУ, доктор филологических наук, ученый - тюрколог.

Самаркин Анатолий Кузьмич - дипломат, 12 лет работал в посольстве Финляндии.

Вотетин Александр - мастер спорта СССР.

Цыганов Георгий Васильевич - профессор, ректор Набережно-Челнинского института физической культуры.

Земляков Александр Егорович - профессор, кандидат педагогических наук.

Воробьева Нина - мастер спорта.

Шегуров Юрий – мастер спорта.

Горохов Михаил - мастер спорта.

Королева Мария - мастер спорта.

Нестеров Евгений – мастер спорта.

Павлов Сергей – мастер спорта.

Васильева Татьяна - чемпионка ДСО "Урожай" по лыжным гонкам.

Серебрякова Галина (Кемел) – известная поэтесса Чувашии, член писателей Союза России.

Власова Татьяна – делегат 18 съезда ВЛКСМ.

Садикова Дина Николаевна - генерал-майор, министр юстиции Чувашской Республики.

Харисова Людмила Алексеевна – профессор, кандидат педагогических наук.

Сандрюхина Валентина Николаевна – Лауреат Российского конкурса "Школа года 98», "Директор года".

Гимранова Асия Ибрагимовна - "Учитель года" -97 г. Казань, учитель начальных классов татарской гимназии №2 им.Марджани.

История колледжа Специальности Новости Контактные данные

2017 © ГАПОУ "Тетюшский государственный колледж гражданской защиты"